Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140.  
 
    Чат     Гостевая      Написать письмо
 
 
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.   Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт. Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.

Дидактический материал по стилистике русского языка

Данный теоретический и практический материал по стилистике русского языка, выбранный из разных учебных пособий по лингвистике, систематизирован в помощь учителю-словеснику. Используя его, учитель будет иметь возможность включить в уроки элементы стилистики языка.

В Приложении 1 рекомендованы некоторые эффективные виды упражнений по морфологии и лексикологии.

В Приложении 2 - возможный проверочный и срезочный материал, а так же виды упражнений со словарями и справочной литературой.

В помощь учителю предлагается следующий теоретический материал:

1)Принципы методики обучения систематики.

2)Методы и приёмы обучения систематике.

3)Типология стилистических упражнений.

4) Стилистические ошибки, их классификация, причины появления и пути предупреждения.

Использованная литература:

1) Иконников С.Н. "Стилистические работы в процессе изучения русского языка"- М, 1977г.

2)Новоселова Л.Л. "Виды упражнений по стилистике." "Совершенствование методов обучения русскому языку". - М, 1981г.

3)Чижова Т.И. "Развитие стилистических умений и навыков в процессе работы над сочинениями разных жанров." "Актуальные проблемы развития речи." - М, 1980 г.

4)Разумовская М.М. "Организация обучения русскому языку в свете современных требований. Русский язык в школе."-1982-4. Т.И.

5)Чижова "Основы методики обучения стилистике в школе", Специальная литература, 1998 г.

6)И.В. Галлингер "Культура речи", М., 1994 г.

7)И.В. Галлингер "Обучение работе со словарями", РЯШ - 1979 - 5

Чтобы успешно реализовать программу по стилистике, учителю-словеснику следует помнить о проблеме выбора принципов обучения.

Учитель выбирает: дидактический (учебный) языковой материал, методы и приемы обучения, организацию обучения.

Специфические принципы методики обучения стилистике:

1)Принцип взаимосвязи изучения стилистики с другими разделами науки о языке;

2)Принцип контекстного рассмотрения стилистических средств;

3)Принцип учета стилистических норм и допустимости - недопустимости отступления от норм.

Методы обучения стилистике подразделяются на две группы:

Методы обучения стилистическим ресурсам языка:

Методы обучения стилистике дифференцированной речи:

1. Метод сообщения стилистических сведений;

1. Стилистический анализ текста;

2. Стилистический анализ слов и конструкций;

2. Создание конструкций текста в том или ином смысловом ключе;

3. Беседа, предполагающая использование словарей, справочных пособий;

3. Совершенствование созданных учащимися текстов.

4. Самостоятельная работа по выявлению стилистических характеристик языковых средств.

Названные (указанные) методы обучения получают конкретную реализацию с помощью методических приемов:наиболее эффективными из них являются следующие:

Прием сравнения, сопоставления;

Прием синотилической замены;

Стилистический эксперимент;

Прием моделирования;

Прием рецензирования;

Прием решения познавательных задач.

Типология стилистических ошибок

Система стилистических упражнений

Упражнения, направленные на освоение стилистических норм В фонетике
В лексике
В грамматике
Упражнения, направленные на осознание норм функционирования стилей Нормы научных статей
Нормы делового стиля
Нормы разговорного стиля
Нормы публицистического стиля

Внутри указанных типов упражнений, в зависимости от характера и способа действий учащихся с учебным материалом, можно выделить пять групп упражнений:

Упражнения, направленные на распознавание, нахождение стилистических средств в данном языковом материале. Желательно использование справочной литературы в качестве объективных примеров стилистических норм.

Упражнения, направленные на определение функций, выполняемых языковыми средствами в тексте.

Упражнения, в которых требуется самостоятельно подобрать из газет, журналов, книг тексты различной стилевой принадлежности, охарактеризовать их, объяснить целесообразность состава и функций используемых средств.

Упражнения, предусматривающие употребление учащимися стилистических средств в собственной речи, в различных ее жанрах и стилевых разновидностях (сочинение с использованием авторского стиля, рецензии).

Упражнения на редактирование, среди которых могут быть выделены:

1) Упражнения на исправление речевых недочетов;

2)Упражнения на редактирование связных текстов.

Стилистические ошибки, их классификация, причины появления, пути предупреждения.

I. Ошибки, связанные с нарушением семантического критерия.

Ошибки
Причина
Предупреждение
1. Употребление слов в несвойственном им значении Незнание лексического значения слов Справочник
2. Тавтология (немотивированный повтор) Недостаточное владение синонимикой языка Составление синонимических родов, упражнения с привлечением слов-синонимов
3. Употребление плеонсутов Неразличение значений слов Упражнения с толкованием слов, словари аронимов и антонимов
4. Нарушение лексической сочетаемости Незнание норм лексических сочетаний, ограниченность словарного запаса Упражнения по развитию умения вникать в точный смысл слова и словосочетания, редактирование текстов
5. Нарушение порядка слов в предложении Незнание порядка слов Упражнения по конструированию предложений

II. Ошибки, связанные с нарушением функционального критерия.

Ошибки
Причина
Предупреждение
1. Неоправданное многословие Невнимание к правилам построения предложений, неумение отбирать слова Упражнения, направленные на соблюдение стилистических норм, работа со справочной литературой, конструирование предложений
2. Неудачное использование эмоционально-оценочной окраски Незнание стилистических пластов лексики Упражнения по распознаванию стилистических норм
3. Немотивированное употребление ....
---
---
4. Неоправданное употребление книжных слов, профессиональных терминов
---
---

III. Ошибки, вызванные нарушением эстетического критерия.

Ошибки
Причина
Предупреждение
1. Неоправданное многословие Невнимание к правилам построения предложений, неумение отбирать слова Упражнения, направленные на соблюдение стилистических норм, работа со справочной литературой, конструирование предложений
2. Однообразие в построении предложений Бедность мысли и языка Развитие устной и письменной речи
3. Излишняя длина предложений Неумение ясно выражать мысли Развитие устной и письменной речи
4. Излишне рубленые фразы Неумение пользоваться присоединительными конструкциями Упражнения по анализу текстов различных стилей
5. Употребление штампов, снижающих эстетическую ценность Недостаточное внимание к стилю Работа с текстом различных стилей (деловой, научный, публицистический)
6. Нарушение благозвучия речи из-за скопления одинаковых звуков, морфем Недостаточно развитое чувство языкового слуха Слуховой и звуковой анализ текста

В школе усвоение норм литературного языка происходит при выполнении упражнений, проверяющих запоминание. Конечно, запоминание необходимо. Но если все же ученик забыл слово, правило, трудную словоформу и т.п., ему надо дать возможность не сделать ошибку, справившись в учебнике, словаре... Если он пытается воспользоваться умением не сделать ошибку, значит, он учится языку и совершенствует свое умение добывать знания самостоятельно, квалифицированно, т.е. идет процесс куда более важный, чем запоминание. Идет формирование не только потребителя языка, но и тонкого ценителя и потому защитника

 


Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.   Гимназия 140. Официальный сайт.
Навигация

Новости
Учителя
Выпускники
Перемена
Достижения
Ступени
Газета
Мы омичи
Сотрудничество
Файлы
Ссылки

О Гимназии
История
Связь с нами
Участвуем в проектах

Нац.проект "Образование"


Intel


ИСОИСО

Гимназия 140. Официальный сайт. Гимназия 140. Официальный сайт.
 
© Copyright  2006-2007. Разработка FVM&KMG.