Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140.  
 
    Чат     Гостевая      Написать письмо
 
 
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.   Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт. Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.

Образ Татьяны Лариной по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегина"

Урок литературы посвящен образу Татьяны по заключительной главе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

В начале урока перед классом ставится вопрос: мотивировал ли А.С. Пушкин превращение Татьяны из простой деревенской девушки, какой она рисуется в первых главах, в блистательную светскую даму, которая предстала перед ним в последней главе.

При этом следует заметить, что этот вопрос не получил завершенной трактовки и литературоведы высказывают различные точки зрения.

Мысль учащихся начинает напряженно работать: по предположению учителя они стали искать доказательства для обоснования своей точки зрения.

Под руководством учителя учащиеся должны прийти к выводу, что Татьяна приехала в Москву уже не простой провинциалкой: она читала много книг из библиотеки Онегина, и под влиянием их сформировалось ее мировоззрение. Поэтому она воспринимала свет не так, как провинциалка, желающая блистать в обществе.

Учитель обращается к учащимся:

1)Итак, Татьяну увозят в Москву на "ярмарку невест". Теперь представьте себе, что если бы на месте Татьяны была другая уездная барышня, как бы она стала вести себя в этом новом свете?

2) Другой барышне понравился бы свет, она захотела бы слиться с ним, познать его.

3) А главное, самое главное? - спрашивает учитель.

4) Блистать, занять место в нем.

5) Татьяна поняла, что в этом свете все так пошло и скучно, и понять его вовсе нетрудно.

6)Таким образом, - рассуждают далее учащиеся, - Татьяна оказалась выше того общества, в которое она попала...

7)Почитаем это место у А.С. Пушкина:

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор,

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный пошлый вздор.

Всё в них так бледно, равнодушно,

Они клевещут даже скучно...

8)Так великолепно Пушкин дает двойную характеристику - Татьяне и светскому обществу, - делают вывод учащиеся.

Решив этот вопрос и подтвердив правильность рассуждений учащихся, учитель ставит на рассмотрение еще одну задачу: как расценивает Татьяна свой шаг замужества, ранит ли ее тот факт, что она вышла замуж за генерала, не любя его.

Как складывается жизнь Татьяны в Москве? - спрашивает учитель.

Она выходит замуж за генерала... - отвечают учащиеся.

Как она расценивает свой шаг?

"Неосторожно, быть может, поступила я..."

Татьяна поступила неосторожно, она уступила настоянию матери. Может быть, Пушкин снижает ее облик?

Нет, не снижает. Ведь если бы она не вышла замуж, она бы этому обществу не могла противостоять. Верно, - говорит учитель, - Пушкин следует действительности, он реалист и должен изображать сущность действительности. В Татьяне он показал первые искры женского самосознания, но он погрешил бы против действительности, если бы он сказал о замужестве Татьяны иначе.

Перед учащимися ставится очередная задача: если Татьяна, будучи возвышенной душой, стояла на голову выше светского общества, почему же она сделалась законодательницей зла?

Учащиеся на поставленный вопрос отвечают по-разному:

Татьяна хотела связать себя со светским обществом...

Нашла общий язык со светом...

Заняла такое место, чтобы не получить осуждения света...

Была несчастна, и ей было скучно одной... (Обычно смех в классе). И т.д.

Учитель одобряет правильность найденного ответа, дает возможность учащимся продолжить разговор:

Внутренняя красота Татьяны проступала и через маску. Свет чувствовал ее обаяние, он, может быть, и не сказал бы этого, но чувствовал.

И далее учащиеся находят у Пушкина:

К ней дамы подвигались ближе,

Старушки улыбались ей,

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор её очей.

Девицы проходили тише...

Делается вывод: авторитет Татьяны в свете был высок.

А почему высок? Потому что она жена генерала? - спрашивает учитель.

Нет, она была прекрасна. Может быть, вслух никто бы этого не сказал, но окружающие чувствовали это.

Дальнейший ход рассуждений - раскрытия образа пушкинской героини - идет в таком же плане.

Так на уроке организуется творческий поиск учащихся, помогающий разобраться в благородстве любви Татьяны к Онегину, в оценке ею Онегина.

В заключение можно прочитать монолог Татьяны:

А счастье было так возможно,

Так близко!

Но судьба моя

Уж решена.

Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж.

Вы должны,

Я Вас прошу, меня оставить;

Я знаю, в Вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я Вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

 

 


Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.   Гимназия 140. Официальный сайт.
Навигация

Новости
Учителя
Выпускники
Перемена
Достижения
Ступени
Газета
Мы омичи
Сотрудничество

Файлы
Ссылки

О Гимназии
История
Вакансии
Связь с нами
Рекомендуем

Windows XP Professional.


Сисадмин тоже человек.

Гимназия 140. Официальный сайт. Гимназия 140. Официальный сайт.
 
© Copyright  2006-2007. Разработка FVM&KMG.