Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140.  
 
    Чат     Гостевая      Написать письмо
 
 
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.   Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт. Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.

Реализация компетентностного подхода в деятельности  учителя физической культуры

Введение

Главная проблема существующей системы образования заключается в ее неэффективности. Это ощущается всеми участниками образовательного процесса.

Учителя говорят, что изменились дети, и учить стало труднее. Ученики говорят, что не испытывают интереса к школьному учению.

Неэффективность проявляется в том, что не видно результата, значимого вне самой системы образования. Образование замкнулось само на себя.

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX – XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала.

Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Происходящие в мире и в нашей стране изменения в области педагогических целей вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность». Это означает формирование новой парадигмы результата образования, рассмотрение истории становления которой предлагается.

Доктор педагогических наук Бермус А.Г. в статье «Компетентностный подход в современном образовании представляет собой проблему.» раскрывает вопросы, связанные с условиями реализации компетентностного подхода в условиях российского образования. Он выделил две противоположные точки зрения на сущность этих понятий.  Одна из них, представлена М.Е.Бершадским: "понятие компетентности не содержит каких-либо  принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия "умение"; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции: представляются  несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой  одеждой".  Прямо противоположная точка зрения базируется на вполне интуитивном  представлении о том, что именно компетентностный подход во всех своих  смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса  модернизации. Именно в рамках этой "прогрессистской" установки делаются  утверждения:  компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева); компетентностный подход - проявляется как обновление содержания   образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность   (И.Д.Фрумин); компетентностный подход как обобщенное условие способности человека   эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций   (В.А.Болотов); компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин); компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев); компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в   определенную деятельность" (А.М.Аронов) или как атрибут подготовки к   будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результаты образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

С одной стороны, вполне очевидно, что современная экономика ориентирована  на кадры, которые намного превосходят показатели образования большинства  выпускников как средней, так и высшей школы. Очевидно и то, что более  значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности  являются не разрозненные знания, но обобщенные умения, проявляющиеся в  умении решать жизненные и профессиональные проблемы, способности к  иноязычному общению, подготовка в области информационных технологий.

В ходе разработки современными авторами концепции компетентностного подхода выявились определенные противоречия – общие подходы к компетенции разработаны, а применение компетентностного подхода в предметных областях еще мало изучено. Видимо, обозначенное выше противоречие и явилось внутренним лейтмотивом  многочисленных обсуждений компетентностного подхода, состоявшихся в 2002  году. Значимость этих событий определяется тем, что именно тогда была, по  сути дела, сформулирована современная модель компетентностного подхода как  с точки зрения используемых идей и представлений, так и с точки зрения  актуализации альтернативных подходов, внутренних противоречий и проблем  [А.В.Хуторской; 15]

Мы изучили научно-методическую литературу, статьи из Интернета и выяснили, что компетентностный подход изучается с точки зрения общего образования, профильного обучения и разработки моделей. Однако в области физической культуры реализация компетентностного не нашла своего отражения и мало изучена. Поэтому данная проблема является актуальной.

 

Глава I Компетентностный подход в образовательном процессе

по физической культуре.

1.1.        Компетентностная модель учителя, ее роль

Этапы становления компетентностного подхода в образовании.

Первый этап (1960-1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность.

Второй этап (1970-1990 гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения  профессионализму в управлении.

Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, который был начат в 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993,1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.

Третий этап развития компетентностного подхода характеризуется тем, что в материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования.

В докладе международной комиссии  «Образование: сокрытое сокровище» были сформулированы "четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить, что, по сути, определило основные глобальные компетентности.

На симпозиуме в Берне (27-30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования.

Также и в стратегии модернизации образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании, потому что он предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от учителя к учащимся, а формирование у педагогов профессиональной компетентности. К подготовке квалифицированного работника сегодня выдвигаются следующие требования:

Компетентностная модель учителя

Все названные составляющие тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую «идеальную модель» специалиста, определяя его личностно-деятельную характеристику, поскольку компетентность может быть оценена только в ходе деятельности и только в рамках конкретной профессии.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и  классификации профессиональной компетентности.

Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» (Коджаспирова Г. М.). В психолого-педагогической литературе определение понятий «компетентность» и «компетенция» получило широкое распространение сравнительно недавно, поэтому на данном этапе развития педагогической науки не существует их точного определения. Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.

Наиболее приемлема точка зрения на компетентностную модель доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского.

                                                                                                       Таблица 1

 

Хуторской А.В.

доктор пед.наук, академик Международной педагогической академии

Компетентность

Компетенция

владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности

совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и  продуктивно действовать по отношению к ним

 

Критерии определения компетентности и компетенции учителя

Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).

Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.

В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
          повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

·        быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

·        самостоятельно учиться;

·        принимать решения и нести за них ответственность;

·        адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

·        нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

 В педагогической литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Наиболее простым представляется подход Г.М. Коджаспировой, которая компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть учитель.   Такой подход не представляется целесообразным, т.к. считается, что нет необходимости сужать понятие «компетентность» только до умения.

Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. Хуторской А.В. выделяет группу ключевых образовательных компетенций.

1) Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

2) Общекультурная компетенция круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

3) Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4) Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5) Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6) Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

7) Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Вторая группа, выделенная автором- общепредметные (базовые) компетенции учителя.

Они моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем. Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции, т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования.

В образовательной компетенции получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования:

Состав  общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов, которые классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии и т.д.).

Такого рода содержание образования обеспечит не только предметоцентрированное, но и целостное становление обучающихся. В этом случае общепредметная образовательная компетентность будет нести в себе многофункциональную сущность, необходимую в производственной деятельности человека, его социально-экономических и межличностных отношениях.

Компоненты общепредметного содержания определяют системообразующую основу отдельных ступеней обучения (вертикальная связь). Также они осуществляют межпредметную интеграцию (горизонтальные связи).

Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.

·        культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,

·        умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя  ее  в  содержании  обучения  и  используя для самообразования,

·        умением передавать свою информацию другим.

Содержание общепредметного образования выступает в виде  образовательной модели и ее различных уровней.

Первый уровень — общего теоретического представления. Содержание общепредметного образования на нем выступает в виде представления о составе, структуре и функциях социального опыта в его педагогической трактовке.

Второй уровень –  учебного предмета. Здесь конкретизируется представление учителя о том, чему нужно учить. При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании. В связи с этим выясняются два важных обстоятельства.

Во-первых, не все учебные предметы представляют основы наук. Например, нет науки, которая называлась бы "иностранный язык" или "литература".

При формировании содержания учебного предмета необходимо учитывать не только логику науки, но и другие области изучаемой реальности, а также условия протекания и закономерности самого процесса обучения, в котором учебный предмет реализуется в соответствии с теми или иными особенностями.

Третий уровень — учебного материала. Здесь реально наполняются те элементы состава содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены на втором в форме, специфической для каждого предмета. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах и упражнениях, которые составляют содержание учебников, пособий и других материалов для учителей и школьников.

На четвертом уровне действуют учитель и ученик, и содержание образования существует не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения — именно в этом процессе реально существует проектируемое содержание образования, т.е. происходит его "материализация".

На последнем, пятом уровне содержание общепредметного образования выступает как результат обучения, оно становится результатом деятельности и достоянием личности учителя. Это итог всей работы.

"Все большая специализация по проблемам", о которой говорил В.И.Вернадский, не означает, что стираются грани между отдельными науками и объектами их изучения. Результат возможен только в том случае, если в ходе объединения не исчезает своеобразие наук, их качественное отличие друг от друга.

Очень важно, что в результате работы происходит самоопределение педагогов относительно сферы их интересов, нахождение ими собственных норм поведения и общения в ситуации освоения профессиональных ролей в соответствии с их запросами, личными образовательными потребностями, понимание собственного профессионального ресурса. 

Создаются новые образовательные и социальные практики, появляются новые партнеры, и сама педагогическая деятельность выходит за рамки сферы образования. Это позволяет объединить профессионалов в различных областях деятельности, основным результатом чего становится появление не только предметной компетентности, но и способности к переносу способов действия в одной предметной области в другую.

Третья группа компетенций - предметные компетенции

Одним из факторов, определяющих качество образования, является  содержание предметных компетенций учителя. Они  представляют собой педагогическую адаптированную систему:

·        научных знаний;

·        способов деятельности (умения действовать по образцу);

·        опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

·        опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Очевидно, что составляющие профессионально-педагогической компетентности учителей различных учебных дисциплин будут иметь определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.

 

1.2. Современные аспекты реализации компетентностного подхода

 

Выделяют четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании:

 - ключевые компетентности

 - обобщенные предметные умения

 - прикладные предметные умения

 - жизненные навыки.

I – формирование ключевых компетентностей надпредметного характера (педагогические техники и технологии формирования умений понимания текстов, обработки информации разного рода, действий в группе)

II – формирование обобщенных предметных умений. Тенденция – универсализация содержания образования

III – реализация прикладных предметных умений. Для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования, все, что изучается, должно быть приложимо, включено в процесс употребления, использования. Эта идея деятельностного характера содержания образования (необходимо овладеть различными способами, а не знаниями о способах). Идея прикладности касается адекватности содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни.

IV – реализация овладения «жизненными навыками». Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются и в жизни и на работе. Часто эти навыки нужны детям не после школьного обучения, а после школьного дня – уже в юном возрасте. Например, умение считать деньги, писать простые документы.

Все эти четыре направления представляются очень актуальными для нашей школы. Продвижение по каждому из них будет способствовать повышению компетентности наших выпускников, их готовности к работе и жизни после школы.

Главное требование к ученику – это будущий хороший сотрудник.

 1.3.        Модель учителя физической культуры

Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне  подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно  одетым), знать теорию и практику выполнения физических  упражнений, владеть методикой обучения. Современный учитель  физической культуры должен знать:  

• цели и задачи физической культуры;  

• общую концепцию научного содержания предмета;  

• современное состояние физической культуры в городе, области,  России и за рубежом;  

• место и роль предмета «Физическая культура»среди других  предметов школьной программы;  

• межпредметные связи;  

• передовой педагогический опыт и уметь внедритьего в свою  работу.

Направленность содержания занятий по физическому воспитанию  должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных,  оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач.  Решение этих задач во многом зависит от профессиональной  компетентности учителя, его двигательной подготовленности,  организаторских способностей, нравственной, эстетической,  речевой культуры, дидактических способ-ностей, коммуникативной  культуры. Он должен анализировать научные и теоретические  публикации по вопросам физической культуры, делиться опытом  работы с другими коллегами, иметь методические разработки и  усовершенствованные, экспериментальные программы. Учитель  физической культуры должен владеть самоанализом и анализом  уроков, уметь проводить их в усложненных условиях, внедрять  новации, изо-бретения в учебно-тренировочный процесс,  проводить зачетные уроки, разрабатывать тестирование и  домашние задания для учащихся.

Особенностью профессионального труда учителя физической  культуры является связь его деятельности с воспитанием детей.  Учитель — тонкий знаток дет-ской души. Он должен со знанием  своего дела подходить к учащимся, понимать возрастные  особенности, знать пути воспитания будущего гражданина.  Учитель физической культуры, в отличие от других учителей,  проводит с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому он  может найти в ученике то, что остается скрытым от других.  

Наставник должен формировать и развивать у учащихся социальную  активность, помогать раскрывать учащимся свои возможности. В  области физической культуры решаются общепедагогические задачи  формирования гармонически развитой лич- ности и здорового образа жизни. Личный пример педагога во  многом способствует воспитанию личности ребенка.

Учитель  физической культуры должен опираться на педагогику  сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по  работе. Долг учителя — раскрыть в ребенке положительные  качества и способствовать их развитию, слабых учеников  заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на  занятиях физической культурой, дома — над развитием своих  физических и морально-волевых качеств. Для этого учитель  физической культуры поддерживает тесную связь с родителями,  постоянно информирует их о воспитательном воздействии на  учащихся.Условием эффективного осуществления педагогического процесса  по физическому воспитанию являются:  • текущее и перспективное планирование;  • подготовленность материально-технической базы;  • пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу  жизни;  • наличие нестандартного оборудования;  • наличие специальных медицинских групп (ОФП,оздоровительной  коррекции);  • наличие кружков физической культуры, секцийпо видам спорта и  др.;  • систематическая подготовка физкультурного актива;  • профориентация;  • наличие специальных спортивных классов;  • организация на базе школы педагогической  практики студентов физкультурных учебных заведений;  • организация музея спортивной славы школы.  Учителю физической культуры в своей деятельности необходимо  правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся к  физкультурно-спортивной деятельности. Глубокие знания,  мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт  помогают учителю физической культуры успешно решать  поставленные задачи. Учителю физической культуры приходится  воспитывать учащихся в духе преодоления трудностей, вести их  по пути «от простого к сложному», от изученного к  неизученному, т.е. все время создавать перед учащимися систему  перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию.

 Преподавательское мастерство характеризуется такими факторами, как творчество, изобретательность и находчивость, умением  владеть собой, знанием своего предмета и методов  воспитательной работы. Учитель физической культуры всегда  имеет дело с внутренним миром ребенка, его мировоззрением,  мыслями, желаниями и надеждами, его горестями и радостями.  Независимо от своего личного опыта, таланта, знаний, педагог  уставляет след в душе и сознании ребенка. У одних этот след  остается очень ярким, они подражают учителю, и, в конечном  итоге, стремятся пойти по его стопам. Другим педагог помогает  укрепить здоровье, поддерживает советом: по какому направлению  продолжить образование, какую приобрести профессию — а это  также оставляет след в душе и сознании учеников.

На уроках и спортивных тренировках педагог постоянно обращает  внимание на поведение учащихся в зале, на взаимоотношение со  сверстниками, старшими, родителями. Учитель физической  культуры добивается от учащихся путем кропотливой  систематической работы содержания в порядке спортивной формы,  чистоты в спортивном зале, в раздевалках, душевых, туалетных  комнатах. Опыт показывает, что с воспитанием связаны такие  понятия, как «доброта», «сердечность», «чуткость»,  «внимательность», «индивидуальный подход к учащимся», которые  должны сочетаться со строгостью, требовательностью к  воспитанникам. Учитель физической культуры без увлеченности  своим трудом, без преданности ему, без постоянных творческих  поисков, целеустремленности, смелости, новаторства никогда не  заслужит авторитета и любви учащихся, их глубокого искреннего  уважения.

Понятие «педагогический талант» включает в себя такие  профессиональные качества, как чувство меры в проявлении  требовательности и поощрений, интуиция и чуткость в сложной  системе взаимосвязи с учениками, педагогическая  наблюдательность (способность педагога по отдельным фактам и  всему поведению ученика в целом прогнозировать его развитие),  требовательность, высокое педагогическое мастерство, т.е.  совершенное владение своим предметом, способом передачи знаний  о предмете учащимся. Многочисленные наблюдения и исследования  показывают, что в вопросе теоретической подготовки учащихся и  формирования у них устойчивых навыков и привычек к  самостоятельным занятиям физическими упражнениями имеются  большие неиспользованные резервы. Долг учителя физической  культуры научить детей самостоятельно делать утреннюю  гимнастику, провести физкультурную разминку и тренировку не  только лично, но и с друзьями, младшими школьниками. Это одна  из перспективных задач педагога. Для ее решения он привлекает  родителей, проводя для них различные методические занятия и  открытые уроки по физическому воспитанию и спортивной  тренировке.

 Второй, не менее важной, спортивной задачей  является подготовка родителей для занятий физическими  упражнениями в домашних условиях. Наши многолетние  исследования показывают, что более половины родителей умеют  ходить на лыжах, кататься на коньках, ездить на велосипеде,  играть в какую-либо спортивную или подвижную игру и т.д.  Учителю физической культуры необходимо знать об этом и  вооружить родителей методикой проведения  физкультурно-спортивных занятий с учетом возрастных  особенностей ребенка. Чтобы иметь авторитет у учащихся, учителю физической культуры  необходимо постоянно следить за собой, своими манерами, речью,  не «давить» своими знаниями, а охотно передавать их учащимся.  Речь учителя физической культуры должна быть образной и  понятной учащимся. Знание терминологии, ее понимание и  использование учащимися помогают им быстрее овладеть учебным  материалом; объяснение учителя для них становится ясным,  простым и доступным.

 Педагогическое мастерство — не врожденное качество, оно  приобретается в процессе труда. В ходе общения учителя с  учащимися на уроках физической культуры, спортивных  тренировках и соревнованиях, при проведении других  спортивно-массовых мероприятий у учителя складывается два  эмоциональных полюса общения. Он должен постоянно помнить, что  настоящий воспитательный эффект получается в том случае, когда  удается организовать взаимоотношения, которые основаны на  положительных эмоциях. Учитель и ученик составляет единую  систему, объединенную общей целью: учитель передает знания,  умения, навыки, а ученик воспринимает их и закрепляет на  уроках физической культуры, спортивных секциях, соревнованиях  и т.д., то есть происходит обмен информацией, организация  взаимоотношений, познание личности ребенка.

Педагогический такт — это соблюдение учителем чувства меры в  общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности,  умение выбрать правильный подход к учащимся в системе  воспитательных отношений с ними. Педагогический такт учителя  основан на общечеловеческих принципах морали. Профессиональный  смысл такта заключается в специфической деятельности педагога,  обязанного влиять на внутренний мир ребенка, уметь общаться с  ним, предъявлять, когда это необходимо, педагогические  требования, способствовать формированию нравственных отношений  и осуждать те, которые идут вразрез с воспитательными целями.  В педагогической деятельности такт определяется не только  способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и  умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно  разрешить любое возникшее противоречие.

Незыблемыми остаются принципы формирования у  молодого поколения норм поведения в семье, школе, на улице, в  общественных местах, транспорте, спортивном зале, воспитания  уважения к старшим, инвалидам и др. Воспитание духовности в  детях будет в обозримом будущем одной из главных задач  общеобразовательных школ и других учебных заведений. Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие  на учащихся. Для многих физкультурно-спортивная деятельность —  единственная возможность восстановления здоровья, преодоления  уже имеющихся отклонений от норм физического развития. Да, чтобы быть красивым, необходим режим, ограничения,  постоянные физические нагрузки, неукоснительное соблюдение  гигиенических норм, применение средств закаливания и др. Для  этого нужны воля, выдержка, терпение. Задача учителя  физической культуры — дать на уроке и спортивной тренировке  чувственно-конкретное представление о красоте человеческого  тела и удивительных возможностях организма. Произведения  искусства, реклама, фотографии, биографии спортсменов прошлого  и настоящего — самый разнообразный материал может прийти на  помощь учителю и тренеру, если он правильно осознает свои  воспитательные функции.

На спортивных занятиях важно раскрыть красоту и выразительность  действий, суметь дать эстетическую окраску упражнениям,  пробудить творческий импульс, фантазию, направить их на поиски  наиболее гармоничного построения движений и комбинаций.  Обнаруживать красоту целесообразности — сильнейший  эстетический стимул совершенствования спортивного мастерства.  От учителя физической культуры (тренера) требуется не только  способность чувствовать эстетическую сторону физических  упражнений, но и умение раскрыть ее перед учащимися. Здесь  проявляется особый талант педагога и, конечно, соответствующая  художественно-эстетическая культура. В этом случае на помощь  учителю может прийти искусство — широкий спектр музыкальных,  пластических ассоциаций поможет дать чувственно ощутимый образ  желаемого действия, результата. Используемая на занятиях  музыка может и должна выступать не только в чистом  функциональном значении ритмической организации действий, но и  в ее эстетическом, художественном содержании.

Учитель  физической культуры в процессе уроков и спортивных тренировок учит школьников формировать себя, дает знания о механизме  владения своим телом, учит ощущать выполняемые упражнения и  управлять ими. Следует обращать внимание на внутреннее  сознательное сосредоточение, вникание в смысл физического  упражнения каждым учеником. Нужно пробудить у ребенка  потребность совершенствовать, творить красоту в себе. Формирование эстетических качеств личности невозможно развить  без воспитания нравственных качеств, развития духовности.  Чтобы развить силу, ловкость, красивую фигуру, необходимо  проявить волевые усилия, терпение, мужество. Спортивный дух —  это не только честолюбивый задор, но и, непременно, спортивное  поведение, исключающее обман, подлость, грубость,  предательство.  Здесь этика и эстетика спорта смыкаются. Неспортивное  поведение, безобразные поступки непременно должны носить и  эстетическую окраску. В будущем учитель физической культуры  будет решать следующие задачи: воспитание чувства прекрасного;  воспитание телесной красоты; воспитание этики поведения;  воспитание творческой активности.

Решение этих задач в XXI  веке будет идти успешно, если общеобразовательные школы будут  обеспечены полноценными ресурсами, кадрами, учебными  программами, базой, эффективным управлением. В настоящее время  общеобразовательная школа является основным социальным  институтом, где происходит воспитание под-растающего  поколения. С введением 12-летнего обучения эта проблема станет  еще острее. Общеобразовательная школа поставляет кадры для  производства и сельского хозяйства, в Российскую Армию, вузы,  ССУзы, училища; в спортивном плане школа поставляет резервы  для ДЮСШ, СДЮШор, ШВСМ, сборных команд, имеет тесную связь с  семьей, дошкольными учреждениями, дворцами молодежи, детскими  клубами и др., то есть общеобразовательная школа является  основным звеном среди других социальных институтов, и при  умелом управлении она может готовить полноценных граждан нашей  страны. В этом плане нужно пересмотреть оценку работы школы.  Государство должно давать заказ на физически здоровых,  гармонично развитых выпускников, вкладывая соответствующие  средства для подготовки, то есть должно «покупать» у школы  рабочую силу для производства, сельского хозяйства, службы в  армии, поступления в вузы и др.

Профессиональная компетентность учителя физкультуры

·        владение основами теории физического воспитания

·        развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта

·        владение основами знаний олимпийского движения

·        знание медико-биологических основ двигательной деятельности

·        знание правил по технике безопасности  

 

Именно в результате реализации данного подхода компетентный педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.

 Глава II Описание применения компетентностного подхода

в физкультурном образовании

2.1. Методика взаимодействия в группе на основе компетентностного подхода

 

Рассмотрим направления (способы, формы) применения (реализации) компетентностного подхода в области физической культуры.

Цель: Изучить способы применения компетентностного подхода в образовательном процессе на примере предмета физической культуры

Задачи:       1) Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме компетентностного подхода.

                   2) Определить наиболее приемлемые способы. Формы в организации предмета физической культуры с применением компетентностного подхода.

                   3) Представить схему формирования компетентностного подхода в физической культуре у учащихся 10-11 классов на 3-х уровнях.

                   4) Познакомить с методикой взаимодействия в группе на основе компетентностного подхода.

Объект: Компетентностный подход в образовательном процессе по физической культуре.

Предмет: Формирование ключевых компетентностей учащихся 10-11 классов по физической культуре.

Традиционное образование основывается на идее педагогики требований, авторитарной.

В компетентностно-ориентированном образовании можно говорить о педагогике возможностей, в основе которой лежит мотивация и ориентация на перспективные цели развития личности.

Позиция учителя в традиционном образовании – позиция старшего, судьи.

В компетентностно-ориентированном образовании – учитель занимает позицию организатора, консультанта, «администратора сети», он лишь организует процесс.

Позиция ученика в традиционном образовании – подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий, в компетентностно-ориентированном образовании – ученик сам отвечает за собственное продвижение, субъект собственного развития. В процессе обучения ученики занимают разные позиции внутри педагогического взаимодействия.

Необходимость развития компетентностей уже в рамках школьного образования обусловлена изменениями в жизни общества, особенно в сфере труда.

По линии Британского Совета МОУ Гимназия 140 является участником совместного международного проекта школ Англии (г. Манчестер), Омского колледжа профессиональных технологий и гимназии 140 по теме: «Воспитание лидерских качеств учащихся через спортивную деятельность в образовательном процессе».

В рамках этого проекта 20 февраля 2006 года на базе МОУ Гимназия 140 было проведено практическое занятие, в котором приняли участие 18 учащихся английских школ, 18 студентов колледжа профессиональных технологий, 18 учащихся гимназии 140, в возрасте 15-16 лет.

Все участники были поделены на 6 групп по 9 человек в каждой. Им было предложено задание составить мини-урок по физической культуре, включающий в себя разминку и элементы основной части урока.

Каждая группа работала автономно, без помощи учителя. В каждой группе были и девочки и мальчики. Задача осложнялась тем, что англичане совершенно не владели русским языком.

Учащимся нужно было:

1) составить комплекс упражнений разминки, причем методически грамотно, на подготовку всех групп мышц.

2) определить лидера, который возьмет на себя ответственность провести эту разминку со всей группой.

3) подобрать упражнения основной части урока (предлагается любой инвентарь), самим определить задачи и провести эти упражнения со всеми участниками группы.

Помимо инвентаря учащимся были предложены листы ватмана, фломастеры, чтобы они могли пользоваться рисунками.

В трех группах лидеры определились среди англичан, в одной группе – студентка колледжа, в двух группах – учащиеся гимназии.

Время на подготовку было определено – 60 минут.

Само задание – мини-урок – 7-10 минут.

Абсолютно все дети справились с заданием,. Общались очень активно, при помощи жестов, небольшого запаса английского языка, рисунками.

Затем каждая группа продемонстрировала результат своей совместной деятельности.

В данном эксперименте развивались коммуникативные компетентности, которые проявлялись в поведении, деятельности, позволяли решать практические ситуации, умение слышать друг друга и договариваться.

В этом случае компетентностный подход позволил детям максимально реализовывать себя в своей группе..

Результаты проведенных занятий в группах представлены ниже:

I группа

Лидер – студентка колледжа.

В подготовительной части использовались следующие упражнения:

1) ходьба: на носках, пятках, внутренней, внешней стороне стопы,

2) легкий бег,

3) ОРУ на месте:

   - круговые вращения рук вперед, назад

   - повороты туловища вправо, влево

   - наклоны туловища вперед, назад

   - приседания.

В основной части – упражнения с баскетбольным мячом

   - ведение мяча

   - ведение мяча в парах

   - передача мяча в парах

   - ведение и передача мяча в парах с броском по кольцу.

II группа

Лидер – учащийся гимназии

В подготовительной части:

1) ходьба:

   - на носках, пятках

   - перекатом с пятки на носок

   - ходьба с подскоками

2) бег:

   - обычный

   - с поворотом на 180 0 и 360 0

Общеразвивающие упражнения в движении:

   - круговые вращения рук

   - повороты туловища вправо, влево

   - наклоны на каждый шаг

   - продвижение выпадами

   - прыжки в низком приседе

В основной части – упражнения с баскетбольными мячами:

   - броски мяча в парах из разных исходных положений (из-за головы, от груди, сбоку),

   - ведение мяча с передачей партнеру и броском по кольцу.

III группа

Лидер – учащийся английской школы.

В подготовительной части использовались упражнения на растяжку различных мышц в статическом положении.

В основной части – вся группа была поделена на две подгруппы. В каждой подгруппе выполнялось свое задание.

В одной – передача мяча по кругу.

Во второй – ведение и передача мяча во встречных колоннах.

Затем обе подгруппы поменялись своими заданиями.

В заключительной части – двусторонняя игра на одно кольцо.

Выводы:

1.                     В первых двух группах применялись средства и методы, традиционно принятые в российских школах.

2.                     В третьей группе применялись нестандартные средства (в разминке), не привычные для российской школы. В основной части – задание было осложнено, т.к. требовало больших усилий в коммуникациях между детьми.

3.                     Можно сделать вывод, что в школах Англии компетентностный подход реализуется довольно успешно в образовательной деятельности.

2.2. Программа содержания деятельности учителя по формированию компетентностного подхода

На сегодняшний день нет единой классификаций компетенций, так же, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Так А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет:

1.     ключевые компетенции;

2.     общепредметные;

3.     предметные

 

Ключевые компетенции

-       Способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может проявляться на уроках по физической культуре, при ходьбе на лыжах, бега на длинные дистанции, плавании);

-       Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно, когда команда проигрывает);

-       Способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать (в экстремальных ситуациях, например, при спасении тонущего человека, когда все решают секунды и помощи со стороны ждать неоткуда);

-       Готовность замечать проблемы и искать пути их решения (например, в игровых видах спорта – тактические и психологические проблемы);

-       Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа (разбор выступления команды в игровых видах спорта, особенно неудачные; разработка новых тактических схем и вариантов);

-       Способность уживаться с другими (взаимоотношения в классе, школе, во дворе, на занятиях по физической культуре, походах и т.д.);

-       Способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими (освоение новой техники движений в любом виде спорта, нового инвентаря и спортивной формы, пытаться перенимать что-либо новое у спортсменов более высокого класса и т.д.);

-       Умение принимать решение на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически (в единоборствах, игровых видах спорта «просчитывать слабые места соперников и уметь воспользоваться этой слабостью для выигрыша).

 

Обобщенные предметные умения:

К ним относятся умения выполнять правильно физические упражнения (плавать, бегать, ходить на лыжах, играть в различные спортивные игры).

Прикладные предметные умения:

Это умение выполнять физические упражнения вне школы. Например – по окончании школы, на службе в армии, в туристических походах, на различных состязаниях, в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой для жизни человека.

Жизненные навыки -

необходимы для поддержания здорового образа жизни посредством занятий физическими упражнениями, в нестандартных ситуациях, например: переправиться через водную преграду (когда нет плавсредств), оказать первую доврачебную помощь пострадавшему и т.д. Все это можно назвать функциональной грамотностью в области физической культуры

 

                                                                                                          Таблица 2

Программа содержания деятельности учителя по формированию

компетентностного подхода

 

Тип

компетентности учащихся

Качества, способности, умения, навыки,

формирующиеся по предмету

Уровень

подготовки

1.     Группа ключевой компетенции:

ценностно-смысловая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Группа общепредметных компетенций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Группа учебно-познавательных компетенций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

профессиональная

компетенция

 

 

 

 

4. Группа предметных компетенций

 

 

 

-       ходьба;

-       культура бега;

-       ходьба на лыжах;

-       общеразвивающая гимнастика;

-       плавание;

-       уроки здоровья

 

Характеризовать

Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями

 

Проводить

Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой.

 

Проводить

Приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах

 

-       взаимоотношения в парах, в группах;

-       межличностные отношения в разновозрастных группах;

-       построение речевого обращения во время занятий

 

-       особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;

-      особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей направленности;

-      особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культуры;

-      особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структры, содержания и направленности;

-      особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность

 

Объяснять

Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений

 

Проводить

-       самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей направленностью;

-       приемы массажа и самомассажа

 

-       понимание и формулирование команд, спортивных терминов и жестов

-       соблюдение правил личной гигиены и закаливания организма

-       профилактика травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах

-       экипировка и использование спортивного инвентаря на занятиях физической культуры

 

Составлять

-       индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

-       планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Определять

-       уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

-       эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

-       дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений

 

-       занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

-       судейство соревнований по одному из видов спорта;

 

-       гимнастика,

-       спортивное плавание,

-       единоборства

-       спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, водное поло, ручной мяч, флорбол, стритбол, пляжный волейбол и т.д.),

-       легкая атлетика,

-       ходьба на лыжах (особенно на соревнованиях в экстремальных нестандартных ситуациях).

 

 

 

Уровень

потребителя

 

 

 

 

 

 

Уровень

производителя

 

 

 

Уровень

производителя

 

 

 

 

Уровень

Толмача

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень производителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень

производителя

 

 

 

 

 

 

 

Уровень

производителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень

производителя

 

 

 

 

Уровень

производителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень

Производителя

 

 

 

 

 

Уровень

производителя

 Заключение

В ходе проведенного нами исследования темы: «Реализация компетентностного подхода в физкультурном образовании» можно сделать следующие выводы:

 

1.                     Проанализировав научно-методическую литературу, мы выяснили, что компетентностный подход изучали следующие авторы: Бермус А.Г., Бершадский М.Е., Ковалева Т.М., Фрумин И.Д., Болотов В.А., Эльконин Б.Д., Башев В.В., Аронов А.М., Щедровицкий П.Г., Хуторской А.В.

2.                     Из анализа научно-методической литературы стало ясно, что компетентностный подход направлен:

-       на свободное мышление учителя и ученика;

-       на формирование надпредметных знаний и умений, которые готовят школьника к социальным условиям общества;

-       на самостоятельное добывание информации и осознание е необходимости для себя

-       на формирование лидерских качеств, как хорошего организатора в раскрытии не только личных качеств, но и потенциальных возможностей всех членов группы

3.                     При формировании компетентностного подхода рекомендуем использовать элементы методики совместного международного проекта «Воспитание лидерских качеств учащихся через спортивную деятельность в образовательном процессе»

4.                     При разработке тематического и перспективного планирования предлагаем опираться на представленную программу формирования ключевых компетенций

 Список литературы

1.     Вербицкий А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход // http: www.znanie.ru/

2.     Виноградова Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы  целеполагания / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской  педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10  сентября 2002 г.). - http://www.eidos.ru/conf/

3.     Каникин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж., ВГУ, 2000.

4.     Капинос В.И. Речеведческие понятия как лингвистическая основа  совершенствования коммуникативной компетенции учащихся / Доклады 4-й  Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции  "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).  http://www.eidos.ru/conf/

5.     Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. – М., 1997. – с. 337.

6.     Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма  обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". -  2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. - В  надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

7.     Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к  формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской  дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление  российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -  http://www.eidos.ru/conf/  

8.     Носов И.А. Модель учителя физической культуры // Сибирский учитель, №3, 2000.

9.     Пиявский С.А. Научно-ориентированное обучение / Доклады 4-й  Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции  "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -  http://www.eidos.ru/conf/  

10. Ровен Дж. Компетентность в современном обществе. – М., Когито-центр, 2002.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических университетов и институтов повышения квалификации. – М., Народное образование, 1998. – с. 34-28.

12. Фирсов В.В. Многоуровневый стандарт. Каким должен быть образовательный стандарт. – М., МКО, ИСО ГУ ВШЭ, 2002.

13. Фрумин И.О. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9 –ой научно-практической конференции. – Красноярск, 2003. – с. 41-44.

14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент  личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й  Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции  "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -  http://www.eidos.ru/conf/

15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //  Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.  http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр  дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.  

 

 


Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.   Гимназия 140. Официальный сайт.
Навигация

Новости
Учителя
Выпускники
Перемена
Достижения
Ступени
Газета
Мы омичи
Сотрудничество

Файлы
Ссылки

О Гимназии
История
Вакансии
Связь с нами
Рекомендуем

Windows XP Professional.


Сисадмин тоже человек.

Гимназия 140. Официальный сайт. Гимназия 140. Официальный сайт.
 
© Copyright  2006-2007. Разработка FVM&KMG.