Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140.  
 
    Чат     Гостевая      Написать письмо
 
 
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.   Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт. Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.

Способы читательской деятельности при изучении литературы (культурологический аспект)

Дать ученику целостную картину окружающего мира - актуальное требование системы образования. Во всем мире в основу передовых систем образования закладываются идеи педагогики и культурологии XX в., принадлежащие в том числе и русским мыслителям (В.В. Рязанову, П.А. Флоренскому, А.Ф. Лосеву, М.М. Бахтину). Для того, чтобы гуманизировать преподавание гуманитарных предметов, необходимо вспомнить, что их содержание тесно связано с понятием "человек", и изучать их вне активно-диалогического, субъективно-человеческого восприятия бессмысленно.

"Любой объект знания (в том числе и человек) может быть воспринят и познан как вещь, - замечал Бахтин. - Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим".

Думается, при изучении литературных произведений следует отказаться от узкого историко-литературного подхода, а заменить его широким историко-культурным. При этом "тип культуры" следует понимать как тип сознания, тип миросозерцания (менталитет русского человека). Постепенно усложняя культурные задачи (в той реальной последовательности, в какой они усложнялись и для растущего человечества), ученику дается тот материал, который поможет ему с этими задачами справиться. Цель познания - не сама история культуры, а развитие личности в истории.

Способы и методы введения культурологического аспекта при изучении художественных произведении недостаточно изучены. Ранее в методической литературе этот аспект рассматривался на уровне межпредметных связей, что, естественно, не давало возможности полно и глубоко осмыслить поведение литературных героев прошлого, так как необходимо знать их культуру; их простую, обычную жизнь, их привычки, представления о мире и т.д. В культурологическом плане очень важными являются книги Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Г. Гачева и др.

Нам представляется важным проследить некоторые способы читательской деятельности при изучении культурного аспекта художественного произведения. Методы обучения на уроках литературы могут быть рахитичными и между собой тесно связанными (О методах и приемах смотри книгу Кудряшева Н.И, Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы М., 1981). Каждый "шаг" школьного чтения - это "лаборатория" читательского мастерства, его "практикум". Следует отметить особые способы читательской деятельности:

1) Установление символики имен, отчеств, фамилий, прозвищ персонажей. Задание побуждает к чтению, вызывает ассоциативные связи. Это - своеобразная игра знаков языка, символов. При этом используется исследовательский метод, приемы самые разнообразные: учитель может дать группам работать с символикой имен или отдельным ребятам, указать источники или самостоятельно найти их; составить таблицу (карточку), "опорный конспект" (смотри М.Ф. Лучанова. Читатель в мире искусства и слова. Методическое пособие по теории и истории литературы, Омск, 1997);

2)Поиски ответа на проблемный вопрос. Например, чтобы определить жанровую природу драмы Островского "Бесприданница", предлагается вопрос: "Почему по "Бесприданнице" наш современник режиссер Э.Рязанов поставил мелодраму "Жестокий романс"?;

3)Работа учащихся с комментариями к художественному произведению. Используется исследовательский метод в сочетании с эвристическим (предполагается консультация учителя, где в процессе работы рождается общее состояние серьезной вдумчивости, "вслушивания", "вглядывания" в себя);

4) Сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением. Этот вид деятельности дает возможность ученику выявить особенности индивидуального взгляда художника на то или иное произведение. Используется исследовательский метод в сочетании с другими. Думается, интересным будет провести сравнение иллюстраций Глазунова и других художников к рассказу Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", а также спектакля и фильма;

5)Осмысление художественного произведения через музыкальную интерпретацию;

6) Театрально-игровая деятельность дает возможность ученику войти в культуру той или иной эпохи (сочетание исследовательского метода с творческим);

7)Анализ эпизода (фрагмента) художественного текста - одна из форм деятельности учащихся (письменная или устная). Читательская интерпретация является условием и источником развития навыка и умения наблюдать за движущейся речью писателя, художественной деталью, тончайшими нюансами психологической мотивировки образа, характера, личности героя, что помогает определить взаимосвязи в культурных традициях;

8)Биографический анализ художественного произведения позволяет ученикам успешно выйти на осмысление культурологического аспекта в произведении (используется эвристический метод во взаимосвязи с исследовательским). Способы читательской деятельности могут быть разными в зависимости от жанровой природы художественного произведения. Изучая литературу в школе, ученик должен знать, какой древний смысл в слове "человек", как он отражает его появление, природу, основной смысл бытия в мире.

Таким образом, различные способы читательской деятельности (а их очень много), их взаимосвязь дают возможность ученикам познать глубоко литературный быт, литературное окружение автора, его психологическую биографию и судьбу (при эвристической установке биографический способ прочтения); понять художественное произведение как часть духовной культуры конкретной эпохи (историко-культурный анализ); воспроизвести культурный контекст, выявить культурные традиции (герменевтический анализ).

 

 


Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.   Гимназия 140. Официальный сайт.
Навигация

Новости
Учителя
Выпускники
Перемена
Достижения
Ступени
Газета
Мы омичи
Сотрудничество
Файлы
Ссылки

О Гимназии
История
Связь с нами
Участвуем в проектах

Нац.проект "Образование"


Intel


ИСОИСО

Гимназия 140. Официальный сайт. Гимназия 140. Официальный сайт.
 
© Copyright  2006-2007. Разработка FVM&KMG.