Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140.  
 
    Чат     Гостевая      Написать письмо
 
 
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.   Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт. Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.

Самостоятельная работа как условие развития творческих способностей учащихся

Приходится бежать со всех ног,

Только чтобы остаться на том же месте.

Если хочешь попасть в другое место,

Нужно бежать вдвое быстрее.

Льюис  Керролл

«Приключения Алисы в стране чудес»

В соответствии с Законом « Об образовании » современная система образования характеризуется обращенностью к ребенку, к учащемуся. Для того, чтобы учащиеся не оставались субъектами авторитарной системы образования, чтобы образование не сводилось к « натаскиванию » учащихся на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков современному обществу необходима опережающая педагогика. Такая система интеллектуального и психологического развития, которая формирует в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Ориентирования современной педагогики на формирование у учащихся качеств творческой личности меняет формы, методы и виды педагогической деятельности. Ключевая фигура учебного процесса – преподаватель. Именно то, что происходит в аудитории придает смысл всей деятельности системы образования. Преподаватель должен не учить-  то есть передавать знания, а помогать учиться и развиваться, быть организатором  мыследеятельности.

В классической системе образования учебные программы построены на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности.

Современные психологи Меерович М.И. и Шрагина Л.И. провели исследования и пришли к следующему выводу, что большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требуют от них проявления творческих способностей. Во избежании  этого тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей творческой деятельности личности.

Чередов И.М. в книге « Формы учебной работы в средней школе » сказал: « Наши ученики слишком много времени на уроках находятся в позиции слушающих. Надо ставить их в позиции говорящих, делающих…»

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Но в школе еще редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной работы. Но « в обучении она крайне необходима, так как в процессе получает возможность проявить себя в полной мере ». ( Чередов М.И. « Процесс обучения: методы, формы. » 2002 г.)

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся направленную на выполнение поставленной дидактической цели в отведенное для этого время. ( П. И. Пидкасистов  Педагогика)

Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Содержание работы, форма  ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желания выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно–  вариативные, эвристические и творческие работы.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьника. Эта деятельность позволяет учащимся получать новые для них  знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьника при решении творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задача такого типа одной из самых эффективных средств формирования творческой личности.

В словаре Ожигова так дано определение творчества « Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей ». Если рассматривать это определение относительно учебной деятельности, то можно сказать, что это создание новых прогрессивных форм, методов обучения. Развитие творческих способностей у учащихся тесно связано с процессом формирования познавательного интереса к предмету. Этот процесс может происходить под влиянием многих факторов: это и содержание предмета, это и различные методы обучения, и деятельность учащихся. Но решающее значение для формирования познавательного интереса оказывает разумное сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности.

Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика. Работы сочетают в себе знания , полученные на уроках с творческой фантазией ученика, и дают учителю возможность выявить уровень знаний и увидеть творческий потенциал детей.

Многие считают, что математика – наука сухая и скучная, но дети в своих творческих работах увидели много прекрасного.

Приведу примеры творческих заданий, которые выполняют учащиеся.

1. Математика


                        Трусова Кристина

 

Идет грамматика –

Навстречу математика,

Несет коромысло,

На коромысле числа.

Числа смешные:

Простые и составные.

Два делителя – простое,

Больше двух – то составное.

Единица сама на себя делится,

Других делителей у нее не имеется,

Единица – исключение,

Вот и Вам все заключение.

                        Жарихин Дима

 

Учите все простые числа,

Они помогут вам везде,

И составные не отстанут,

Они вас выручат в беде.

 

Учить их очень нужно

Всем, везде, всегда,

Но невнимательным лентяем

Не научится никогда.

 

Все просто, посмотри,

Запомни, выучи и повтори.

Число простое – множителя два,

Найти их просто ерунда:

Ведь цифры надо знать всего лишь две –

«один», само число всегда везде.

 

Составное число найти трудней –

«один», само число и множители все.

Что легче, что трудней?

Ответ простой-

Учи урок, не будь балдой!

 

2. Реклама дробей.

Реклама дробей,
Реклама дробей,
Звони нам дружок,
Звони поскорей!

Ты сможешь о них много узнать,
Ты сможешь задачки с ними решать!
Научишься ты примеры считать,
И целую часть у дробей выделять.

Чтобы задачу верно решать,
Надо ее вслух прочитать,
И все что написано,
Нужно понять.
В дробях разберись и с ними дружи,
Веселой покажется школьная жизнь.

( Андросов Стас )

Человеку нужны дроби,
В космосе и на заводе,
В пасмурный и ясный день
Дроби нам считать не лень!

5/6 от солнышка
7/8 тумана
Математика – наука,
В ней все без обмана.

5/7 от яблока,
3/8 от груши
Разделить мы можем все –
И моря и сушу!

Дроби нелегко считать
Есть над чем помучиться,
Но пройдет всего лет пять
Все равно научимся!

( Савенкова Настя и Кротова Даша )

III. Интервью

- Здравствуйте, в студии программа « Мы их знаем » и наш гость число Х, а его значение узнаем попозже
- Здравствуйте, Х, cколько Вам тысяч, сотен, десятков и единиц?
- Две тысячи, сотен и десятков нет и две единицы
- Мистер Х, какие Ваши ближайшие соседи?
- Самые ближайшие соседи – это мои лучшие друзья числа 2001 и 2003
- А какое расстояние в единичных отрезках от Вас до Вашего противоположного числа?
- 4004
- При температуре равной Вашему числу, в каком состоянии находится вода?
- Так как я положительное число, вода в газообразном состоянии
- Спасибо! Давайте дружными аплодисментами поблагодарим нашу суперзвезду число 2002 за интересное интервью и пожелаем ему много удачи в Новом году!

Кравченко Маша

Кроме того дети составляют кроссворды, математические лото, лабиринта. Это тоже творчество. Такие работы учащиеся выполняют с огромным удовольствием. Об этом говорят результаты анкетирования. В анкете для учащихся по выявлению мотивов учения были заданы о творческих работах

- Всегда ли Вы выполняете творческие работы предлагаемые учителем?

  • Выполняю с интересом

  • Выполняю ради оценки

  • Выполняю не всегда

Из 104 учащихся на 1-й вариант ответили 68, что составляет 65%, на 2-й вариант – 29 учащихся (28%), на 3-ий вариант – 7 учеников (7%).

Вопрос 2

Какое творческое задание за 6 класс Вы выполняли с большим интересом

·         Стихи, сказки « Мы о простых и составных числах »

·      Реклама дробей

·      Интервью « Положительные и отрицательные числа »

·      Лото « Действия с положительными и отрицательными числами»

 

Итак, из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

·                    Выполнение различных видов самостоятельных работ способствует развитию самостоятельности, как качества личности

·                    Творческие самостоятельные работы вырабатывают навыки и     привычку к труду.

Творческая самостоятельная работа развивает познавательный интерес учащихся к предмету.

·                    Заставляют « пассивных » учащихся перейти из разряда слушателей в разряд говорящих и делающих.

И думается будет очень замечательно, если после обычного школьного звонка с урока мой ученик положит на стол листок с придуманной им задачей или интересным примером для того, чтобы остальные дети нашли разгадку на поставленный вопрос.

 


Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.
Гимназия 140. Официальный сайт.   Гимназия 140. Официальный сайт.
Навигация

Новости
Учителя
Выпускники
Перемена
Достижения
Ступени
Газета
Мы омичи
Сотрудничество
Файлы
Ссылки

О Гимназии
История
Связь с нами
Участвуем в проектах

Нац.проект "Образование"


Intel


ИСОИСО

Гимназия 140. Официальный сайт. Гимназия 140. Официальный сайт.
 
© Copyright  2006-2007. Разработка FVM&KMG.